Правильное действие – этика

Три подхода как поступать правильно

Что я хочу сегодня Вам рассказать? Небольшое замечание по поводу этики. Меня, кстати, много раз просили рассказать про этику. И вот я сейчас, так как появилось больше времмени из-за того, что карантин и все такое. Начал больше изучать философию и вот интересное наткнулся, хочу с вами поделиться. Этика. Этика — это то, что, вот, какое действие… как поступать правильно. Есть три вида, три подхода к тому, вот, определить как же поступать правильно.

Один подход основаный на то, что называется, еще началось с Аристотеля, это добродетель. Это некоторые хорошие черты характера. Вот человек правильный характер имеет.

Второй подход. Второй и третий — они более такие, прагматичные. Второй подход говорит о том, что правильно — это то, следовать своим обязанностям. Это, кстати, в индийской философии такое вот. У тебя есть такие обязанности, вот ты им и следуешь. Немножко его можно покритиковать, потому что, а кто устанавливает обязанности? То есть здесь, видите, получается так, что я следую обязанности, но кто устанавливает? То есть я не… это как бы не обязательно, что это самостоятельно как бы, свободное решение. Просто кто-то установил для меня обязанности, я с ними действую. И возникает здесь тоже вопрос, а вдруг эти обязанности состоят в том, чтобы причинять вред другим людям и тут могут возникать такие проблематики.

И третий подход — это следственный подход. Смотреть на следствие своих поступков. Т.е. делать такие поступки, которые приносят большее благо. Просчитывать ихние последствия и смотреть, чтоб они приносили большее благо, большую пользу, чем вред.

Критикуем подход просчета последствий действий

Это, кстати, в стандартной технологии, в идеях основателей есть такая вот эта «надо просчитывать свои действия, чтоб они приносили большую пользу для больших всяких динамик и т.д.» Между прочим, я могу очень серьезно покритиковать этот подход, потому что это кажется очень правильным, между прочим, что вот надо, ну мы берем какое-то действие и это делать или не делать. Смотрим на последствия этого действия и вроде бы как вот правильно.

Очень многие люди, я думаю, вот, скажут: «ну да, это так правильно». Между прочим, я могу покритиковать и сейчас это немного сделаю. Меня будет интересовать Ваше мнение. Если я где-то не прав, Вы мне обязательно напишите. А если у Вас есть мнение, подумайте, составьте свое мнение и тоже напишите в комментариях, пожалуйста.

Итак, подход, основанный на большей пользе. Вопрос в том, как это просчитать? И на какое время. Когда мы просчитываем все будущие последствия данного действия, мы всегда неминуемо входим в некоторую теорию, потому что мы не знаем, на самом деле, последствий. Поэтому наша способность просчитать все последствия очень ограничена. При том, часто это вообще на какое время мы просчитываем последствия?

Если, допустим, у человека, допустим, болит зуб. И у него, там, выбор пойти к врачу или принять таблетку опиума какого-то, наркотика. Да? Если просчитать последствия буквально на сегодняшний день, то проще принять какую-то обезбаливающую таблетку наркотика. Но если просчитать последствия уже, там, на месяц вперед и на два, то выгодно… сразу показывается выгода в том, что просто пойти к врачу и это всё это сделать. То здесь вопрос на сколько мы можем просчитывать. И многие люди, несмотря на то, что они согласны по поводу такого подхода, что надо подсчитать пользу, когда они начинают подсчитывать пользу, то один взял один период времени, другой взял другой период времени.

Просчитывать действия не надо

Плюс второй момент здесь есть. Мы будущее не знаем, поэтому мы обязательно там используем какую-то приближенность, какую-то модель. Мы говорим: ну скорее всего эти действия приведут к таким. Это зависит от Вашей веры. Например, если Вы верите, что это действие приведет к таким последствиям, а другой верит, что оно приведет к другим последствиям и подсчитывает это по-другому. Поэтому здесь достаточно сложно согласиться. И очень такой, зыбкий, скажем так, вот этот подход. Потому что а как просчитать?

А если Вам нужно достаточно быстро принять действие? По большому счету просчитать не надо. Пока Вы будете просчитывать, пройдет какое-то время.

Порядочность.

Первый подход основан на вот это добродетель. Это правильные черты характера, то есть человек поступает как-то правильно как считается в данном обществе. Здесь тоже можно практиковать, потому что как считается в данном обществе, есть такой момент. И я пытался найти перевод и, вот, просмотрел по синонимам, и хороший синоним, который я нашёл — это порядочность.

Давайте я Вам почитаю, что я нашёл про порядочность. Что это такое и чуть-чуть его обсудим. Порядочность — честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам. Порядочный человек — честный, соответствующий принятым правилам поведения.

Обратите внимание, вот здесь важная черта, которая вот в этом подходе как раз и важна — это неспособность. По теории добродетеля от Аристотеля человек добродетельный не тот, кто не делает плохих поступков, а тот, который по своим принципам не делает плохих поступков.

Вот например, ну, можно, допустим, забрать у человека что-нибудь такое. Украсть у человека. Вот есть возможность. И один человек скажет: «Эх, я не украл, потому что боялся последствий». Это вот третий подход. Или он скажет: «…потому что я боялся, что меня заметят и обо мне плохо подумают». Это не то. Вот это не добродетель. Если человек говорит: «Я просто, в общем-то, сделал правильно, но сделал правильно потому что боялся, что обо мне плохо подумают». Это не добродетель.

По Аристотелю, ну и по многим другим философам добродетель — это если человек поступает правильно по своим внутренним принципам. Т.е. вот и, в принципе, почему мне самое лучшее — это вот эта порядочность, потому что здесь написано вот эти вещи, что неспособность к низким, аморальным поступкам. Не просто я их не делаю, потому что. А я их не делаю, потому что у меня такой характер их не делать. Или потому что это… по своим внутренним принципам я этого не делаю. Вот это очень важный момент, который вот именно в первом подходе, подходе добродетели.

Честность — это справедливость

Между прочим честность, я хочу вам сказать, я тоже для себя открыл, я как-то часто понимал честность просто как говорить правду. На самом деле честность — это скорее всего больше как справедливость. Т.е. некоторое деланье правильных…. И справделивость, она… вот справедливый человек — это, допустим, вот какой человек? Не просто, что он правильно как-то рассудил, а он рассудил а он рассудил правильно, несмотря на свои какие-то желания. Понимаете? То есть, несмотря на свои интересы.

Например, вот, честный человек, он даже если он считает, что что-то правильно делать и даже если это не в его интересах, он все равно будет делать так, как правильно, потому что он ставит свои интересы ниже, на второй план, чем некоторые принципы как поступать правильно.

Еще одно определение порядочности

Вот ещё у нас есть порядочность. «Моральное качество человека, характеризующееся строгим соблюдением установленных норм поведения в том обществе, в котором проходит его жизнь.» Ну это имеет смысл. «Неспособность к сознательному намерению совершения поступков, противоречащих нормам общественной морали». Вот это важно. Именно вот эта неспособность. Т.е. человек поступает правильно не потому что он, там, боится, или «что обо мне подумают», а он поступает правильно как бы естественным для себя образом.

Вот это очень важно, потому что мы даже как-то говорили в каких-то ранних подкастах много лет назад о том, что если человек просто не совершил плохое действие из-за страха, или из-за того «что обо мне подумают», или боязни наказания — это не считается как хороший поступок. И поэтому вот этот момент, что мотив, почему человек вот так поступил, очень важно в оценивании, вот вам такая практическая, вот как бы намётка, что важно не просто, как человек поступает, а еще и МОТИВ, почему он так поступает. Потому что кто-то может придёт сказать к Вам: «О, я так правильно поступаю, посмотрите, я там поступил так, поступил так, всё было правильно».

Почему ты так поступил?

Вопрос, а почему ты так поступил? Ты так поступил, потому что это твои внутрение принципы или ты так поступил, потому что страх наказания, или что боязнь «как обо мне плохо подумают», или боязнь какого-то осуждения. Вот. Вот этот вопрос очень важный. Я думаю, что мы часто забываем вот этот вопрос. Мы судим человека по его действиям. Очень часто говорят: «судите человека по его действиям».

Я, кстати, тоже совершал эту ошибку. Я прямо помню в некоторых своих статьях я писал, я тоже говорил: «Смотрите на ДЕЙСТВИЯ человека». Но на самом деле — это не совсем правильно, потому что… смотреть на действия, конечно, лучше, чем просто на слова человека. Понимаете?

Вот у нас есть даже следующая последовательность. Посмотрите. Как оценить правильность или порядочность человека? Сначала смотрим мы, естественно, и это соответствует последовательности как мы узнаём человека.

Слова, действия, мотивы

Первое. Мы узнаем человека по его словам. Ну то есть, человек приходит и говорит: «я такой-то, такой-то». Очень многие люди… это просто целая болезнь, я думаю, общества, потому что очень многие люди приходят и говорят о себе такие хорошие вещи.

Потом, на втором, мы смотрим на действия. Давайте посмотрим на действия. Очень многие люди даже может быть и не идут, они ВЕРЯТ. Вот это очень не правильно. Очень не правильно верить. Между прочим, вот эта вера — очень плохое качество. Прямо вам скажу. Это может быть странно. Можно подумать, вера — это такое хорошее. Нет. Вера — это очень плохое качество. Вера в слова — это очень плохое качество. Обязательно, пожалуйста, учитывайте это.

Когда Вы оцениваете человека, потому что очень правильно не ошибиться в человеке, потому что очень многие наши проблемы из-за того, что мы просто не оценили человека полностью по всем вот этим трём ступеням. Первое — слова, посмотрим на слова человека. Потом проверим его действия, его дела. И дальше важно, вот это третье, которое вот, этика нам подсказывает, и я сейчас, на самом деле, открыл для себя, ну может быть как-то и знал так, чувствовал, но вот сейчас очень четко сформулировал.

Мотивы. Почему человек поступил? Допустим, он поступил… он говорит хорошие вещи, он делает правильные действия. А почему он делает правильные действия? Нужно обязательно проверить. Ты делаешь правильные действия из-за того, что у тебя такой принцип, и вот это тогда то, что нам нужно. Это хороший человек. Такой, правильный. Либо ты делаешь правильные действия, потому что, ну, скажем так, все так делают. Или нехорошо отличаться. Или «что обо мне подумают». Либо осуждение. Либо боюсь наказания.

По какой причине ты сделал правильное действие?

Вот смотрите, вот сегодня я утром читал тоже философию, Канта, между прочим. И очень хороший такой, у него философия, ну, там есть о чем покритиковать. Вот, ну вот эту вещь я понял. И решил с вами поделиться. Самое лучшее пока что я нашёл слово порядочность, которое соответствует вот этому первому принципу правильности. Это просто порядочность. Т.е. человек действующий, совершающий хорошие, правильные поступки из-за своих внутренних принципов, а не потому что каких-то внешних принципов. Вот.

И. Три, мы говорили сегодня о трёх ступенях оценки человека. Первый — слова, действия, ну и нужно ещё посмотреть мотивы, почему обязательно человек… почему человек так действует. Можно прямо спросить человека: «А ты так действовал по своим внутренним принципам?» Это очень интересный эксперимент. Даже вот хочу попросить даже вот вас так сделайте, попробуйте. Вот допустим, человек говорит: «я, там, сделал хорошее, правильное действие». А Вы его спросите: «А ты его сделал по какой причине? С каким мотивом?» Как например, потому что боялся осуждения, боялся, что тебя как-то покритикуют, или боялся, что тебя накажут, либо ты действовал, потому что ты считаешь, что это правильно?

Вот эта вещь, мы часто забываем смотреть на действия, но как-то это проще понять. А вот ещё после смотреть на действия, ещё проверить мотивы человека. Честно говоря, я думаю, очень многие люди забывают. А это вещь очень, очень важная.

Википедия о честности

И в заключение давайте посмотрим что такое честность. Потому что даже вот мне интересно. Я, честно говоря, все время говорил, думал, честность — просто как правдивость. Вот я говорю, не скрывая. На самом деле очень не правильно.

Честность. Давайте прочитаем, что у нас говорит википедия.

Честность — одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убеждённость в правоте дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется.

Это вот достаточно важно. Вот по поводу правдивости, я, вот, не уверен. Я действительно не уверен, что нужно всегда говорить правду. Потому что в том смысле, что мы говорим правду то, что нужно другому человеку. Если мы прийдем и сразу же всё будем начинать говорить, то здесь вопрос.

Ну вот давайте, со всем другим я могу легко согласиться. Принципиальность — очень важное качество. То, что человек действует в соответствии с какими-то принципами. В этом смысле он становится предсказуемым. Т.е. человек действует не потому что мне сейчас хочется, или это выгодно, а потому что есть такой принцип. Это очень… Мы, может быть, даже вернемся, потому что это очень важно. Это то, что делает человека свободным.

Потому что если вы действуете, потому что это сейчас выгодно, то Вы зависите от обстоятельств. Ваши действия зависят от обстоятельств. Правильно? Если Вы действуете в соответствии со своими принципами, Вы не зависите от обстоятельств.

Верность принятым обязательствам. Очень и очень важное качество. Потому что действительно, если Вы даете слово, его надо держать. Т.е. самое близкое — это вот это держать слово.

Субъективная убеждённость в правоте дела. Это хорошая вещь. Но сейчас много ничего не могу сказать о нём. Да, это хорошая, как уверенность.

Искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется. Т.е. не иметь как бы скрытых мотивов. Т.е. это то, что как мы называем – не манипулировать людьми. Т.е. просто говорить: «я буду действовать в таком-то направлении. С вами буду сотрудничать». И действовать в таком-то сотрудничестве. Но не говорить одно, а подразумевать тихонечко к себе, думать что-то другое.

Подписка на новости

ЗАПИШИТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ


Отметьте пункты, характеризующие Вашу жизнь
Если что-то присутствует, Вам необходим Духовный Процессинг
Отметьте Ваши пункты, оставьте свой емэйл и я сообщу Вам, какая программа Духовного Процессинга Вам необходима.


Scroll to Top